Список форумов ПОЛИГРАФ - ФОРУМ ПОЛИГРАФ - ФОРУМ
Для общения по теме " Детекция лжи "
 
  На главную FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Взгляд на СПФИ с т.з. теории Л.Б. Филонова
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ПОЛИГРАФ - ФОРУМ -> Общий форум
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ткаченко А.Е.



Зарегистрирован: 28.04.2021
Сообщения: 433

СообщениеДобавлено: Вт Дек 21, 2021 12:57 pm    Заголовок сообщения: Взгляд на СПФИ с т.з. теории Л.Б. Филонова Ответить с цитатой

Здравствуйте!

В отечественной профильной литературе является хорошим тоном ссылаться на работы нашего соотечественника Л.Б. Филонова. Например.
Розин В.М. Генезис и современные проблемы права. Методологический и культурологический анализ. Москва, 2001.

Цитата:
В интересной работе, обобщившей серию психологических экспериментов с подследственными, профессор Л.Б. Филонов отмечает, что "следствию и суду часто очень важно установить именно то, что может знать только непосредственный участник и исполнитель противоправного акта... однако именно эти обстоятельства часто являются наиболее сложными для расследования, так как именно они утаиваются наиболее тщательно" [Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. МГУ. 1979, с. 3]. В подобной ситуации подследственный (обвиняемый) выстраивает защитное поведение, проявляющееся в том, что он тщательно избегает разговоров на определенные, опасные для него темы, напротив, сам не замечая того, зацикливается (застревает) на других определнных темах, наконец, возражает против "произвольного" и опасного, как он считает, истолкования следователем излагаемых подследственным событий.
(…)
Л.Филонов схематизирует защитное поведение подследственного, выделяя в нем следующие четыре момента. Во-первых, он считает, что для сознания подследственного характерен своеобразный "смысловой барьер", то есть оно "закрыто" для опасных тем, не относит их к себе, переосмысляет под безопасным углом зрения. Во-вторых, подследственный осуществляет тотальный "контроль" за своей речью в целом, включая отдельные выражения и слова. В-третьих, в ситуациях "проигрыша" или сильной фрустрации у подследственного возникает "установка на запирательство", которую уже весьма трудно преодолеть.
Все вместе взятое (и это четвертый момент), утверждает Филонов, "представлялось схематично как несколько "заслонов", которые необходимо преодолевать на "подступах" к скрываемому событию". Несколькими страницами дальше он поясняет последний момент так: "При реализации защиты этим способом практически контролируются сразу много элементов, которые необходимо в тактических целях скрывать одновременно... широкий диапазон скрываемых "вещей" охраняется успешно в связи с тем, что входит в систему организованного контроля" [Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. МГУ. 1979, с. 30, 34, 44]. Другими словами, четвертый момент можно назвать "системной организацией" (обороной) сознания, ориентированного на сокрытие опасных для подследственного обстоятельств. В познавательном отношении перед нами ситуация, когда подследственный всеми силами стремиться не выдать истинное положение дел, одновременно подсовывая следователю ложную версию событий.
Чтобы преодолеть защиту подследственного, Б.Л.Филонов предлагает четкую систему действий, при этом он опирается на определенные психологические соображения. Прежде всего следователь должен нащупать контакт с подследственным, установить с ним доверительные отношения. С этой целью он, с одной стороны, изучает биографию подследственного, с другой - просит последнего рассказать о себе и своих проблемах (другой вариант - "абстрактный рассказ" о якобы постороннем человеке, хотя на самом деле этот посторонний весьма напоминает самого подследственного). Понятно, что установка на доверительные отношения - это учет общего психологического положения о роли общения, вне рамок которого вообще невозможно решить ни одной психологической задачи. Установка же на рассказ о себе - это реализация положения философа и литературоведа М.Бахтина о том, что всякий человек стремится реализоваться в диалоге с Другим, выражая себя в слове и речи.
Отчасти, защитное поведения Л.Филонов рассматривает по аналогии с бессознательным сопротивлением, возникающим, как утверждает З.Фрейд, в ответ на нежелание психики допускать в сознание какую-то тему или сюжет, а отчасти, как сознательное, произвольное поведение. Поэтому Филонов предлагает, во-первых, выводить подследственного на запретные темы, например, с помощью приема "отгадывания" последнего (для этого используются автобиографические сведения или психологические наблюдения за личностью подследственного; в результате у подозреваемого складывается ощущение, что следователь "читает его как книгу", говорит о нем более того, "чем он сам мог о себе сказать"). Во-вторых, важно ослабить "цензуру"; по Фрейду именно цензура ответственна за контроль.
При этом Филонов считает возможным использовать психологические знания о роли сильных эмоций. "Основным способом ослабления барьера, - пишет он, - является путь общего повышения эмоционального состояния испытуемого вплоть до аффективного возбуждения. Только в этом случае можно ожидать снижение контроля в связи с "сужением сознания", которое имеет место при аффекте" [Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. МГУ. 1979, с. 37]. В-третьих, Л.Филонов явно под влиянием практики психоанализа предлагает использовать свободные речевые высказывания в неопределенной интерпретации (или неоконченные высказывания) с целью побудить подследственного неосознанно для себя выйти на запретные темы.
"Ожидается, - отмечает он, - что в этом случае сама неопределенность и будет стимулом для работы индивида прежде всего отбирающего для себя все относящееся к нему, во-вторых, организующего материал так, как для него это кажется правильным и соответствующим внешнему объекту" [Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. МГУ. 1979, с. 38]. При этом Л.Филонов утверждает, скрещивая здесь идеи З.Фрейда и М.Бахтина, что у подследственного сталкиваются две противоположные тенденции: желание скрыть опасные темы и сюжеты и желание рассказать о них, излить свою душу, облегчить ее. Практически, замечает он, мы одновременно искали как то, что может заставить человека скрывать, так и то, что может заставить человека открыться [Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. МГУ. 1979, с. 44].
С точки зрения Л.Филонова оборона подследственного разрушается в том случае, если удается разгадать его тайну (то есть скрываемое обстоятельство), причем даже не всю, а одно из звеньев контролируемой системы, а далее возникает эффект домино и защита как бы теряет смысл. Скрываемое состояние, считает Л.Филонов, является рациональным моментом. Если этот момент раскрыт, то настаивание на нем - противоречит рациональной логике. Подозреваемый испытывает фрустрацию и предпочитает сознаться и рассказать о том, что было.
"Мы можем представить, - пишет Филонов, - что кульминационным пунктом, вызывающим явление фрустрации... является сам момент, когда раскрыта тайна. Именно открытием тайны, повидимому, нарушаются планы субъекта относительно дальнейших перспектив, к которым должно было бы привести детально запрограммированное поведение, включающее наряду с остальными и планируемое сокрытие... Само состояние фрустрации является не только следствием нарушенных планов, но и условием, обеспечивающим разрушение всей оборонительной системы" [Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. МГУ. 1979, с. 41-43].

Подчеркивания мои.

А вот что пишут Гельманов А.Г., Гонтарь С.А. в своей работе 1999 г. "Как установить участие лица в правонарушении":
Цитата:
Исследуя, - и не без успеха - метод ассоциативных реакций в целях выявления скрываемого обстоятельства посредством диагностики личности применительно к беседе и допросу, Л.Б. Филонов пришел к следующим выводам.
Опасное ядро (очаг) надежно изолируется не только индукционным торможением, но и произвольным торможением - запретом. Все это охраняет очаг против того, что может возбудить его. Причем субъектом контролируется все, что может «выдать» содержание очага (психофизиологические реакции, собственные формулировки и выражения) и опасные внешние воздействия, которые он обычно очень тонко распознает.
При воздействии на ядро аффективного очага увеличивается сила побуждения к высказыванию и иным визуально наблюдаемым реакциям. Повышение возбудимости аффективной зоны путем ассоциаций базируется на «вторичном аффекте», когда что-то вновь «бередит» блокированный очаг. В классических опытах по ассоциативному эксперименту такую функцию выполняют отдельные слова, вопросы, утверждения, суждения, высказываемые в беседе, вызывающие представление о пережитом ранее и касающиеся либо содержания пережитого события, либо сопровождавшего его эмоционального состояния. Высказываемое индивиду - первый член ассоциации, а вторым является картина пережитого и связанные с этим состояния возбуждения и напряжения, создавшие потенциал очагу.
Торможение и контроль субъекта проявляются в особой «непроницаемости», невосприимчивости к ассоциациям, удержании от произнесения целых фраз, высказываний и отдельных слов, постоянном контроле над своей речью и избежании тех «композиций», которые могут стать опасными ввиду близости к истинной картине события. Основным принципом ослабления торможения и контроля является путь общего повышения эмоционального состояния индивида вплоть до аффективного возбуждения. Только тогда можно ожидать снижения функций контроля в связи с «сужением сознания», которое имеет место при аффекте.

Итак.
Идея Л.Б. Филонова основана на эмпирически хорошо известном факте, отраженном в фольклоре самых разных народов: тайна тяготит человека. А тайна опасная тяготит вдвойне, и ее носитель буквально разрывается между желанием выговориться и опасением последствий своей откровенности.
В результате действия этих амбивалентных мотивов носитель опасной тайны выстраивает особую систему самоконтроля, в которой Л.Б. Филонов выделяет четыре составляющие - см. выше.
Эта система медленно, но верно разрушается:
• стимулами (словами, фразами…), ассоциативно связанными с ядром аффекта;
• демонстрацией носителю тайны своей проницательности и, соответственно, его беспомощности по сохранению этой тайны;
• ослаблением его волевого контроля путем введения в аффективно суженное состояние сознания.

Традиционно наработки Л.Б. Филонова признают полезными для проведения допросов и опросных бесед. Хотя бы потому, что вызывание у собеседника сильных эмоций – ведение его в аффективно суженое состояние сознания с целью ослабления самоконтроля – методически некорректно с т.з. современной методики проведения предтестовой беседы СПФИ, исключающей психотравмирование обследуемого.

Но вот если «растянуть» теорию Л.Б. Филонова на СПФИ полностью, то все становится на свои места.

В предтестовой беседе становятся абсолютно уместны т.н. проективные (открытые) проверочные вопросы, по ассоциативному механизму повышающие возбудимость ядра аффекта, связанного с основным событием. (К слову, из них потом можно неплохих ВВЛ наваять.)

Здесь же, в ходе предтестового собеседования, абсолютно уместна другая наработка Л.Б. Филонова – его Метод контактного взаимодействия (1985), предусматривающий последовательное снятие психологических барьеров в общении и закрепление эффектов взаимодействия в процессе реализации шести следующих стадий. (Эти 6 стадий я цитирую по «Организация работы по основным направлениям деятельности психологической службы в образовании - Организация консультативной деятельности педагога-психолога»: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/3376-organizacziya-raboty-po-osnovnym-napravleniyam-deyatelnosti-psixologicheskoj-sluzhby-v-obrazovanii?start=3).

1. Подготовка партнера к общению, вызывание у него желания и готовности общаться. Демонстрация согласия с партнером, игнорирование его агрессии, поддержание любой общей темы разговора, постановка таких вопросов, чтобы собеседник давал положительные ответы – эффект последовательных ответов «Да».
2. Поиск общих с собеседником интересов (отношение к какому-то предмету, увлечения и т.д.) и актуализация положительных эмоций, необходимых для дальнейшего развития беседы. Для перехода к сфере совпадающих интересов используются проблемные вопросы, переключается внимание партнера на возможные области проявления общих интересов, демонстрируется интерес к обозначенным партнером сферам.
3. Обсуждение положительных качеств собеседника. Инициатором беседы отмечаются некоторые позитивные черты собеседника или стимулируется их указание им, используются такие приемы как солидаризация, комплимент, подчеркивание оправданных ожиданий.


1-3-я стадии полностью укладываются в подготовительный этап предтестового собеседования – обсуждение общих вопросов и биографии обследуемого. Термин «стадия» не должен вводить в заблуждение – это, скорее, эпизод беседы, а не ее четкий этап.

4. Переход к отрицательным качествам и необоснованным позициям партнера, требующим коррекции. Целесообразно начать критику с себя или «третьих лиц», предложить дискуссию, спор. Приемлема тактика возражений, высказывания сомнений, четкого обозначения зон возможного несогласия. Используются также приемы диагностических вопросов, «достраивания» высказываний партнера и выведения на негативные моменты, сопоставления противоречий.

Детальное обсуждение проверочной тематики. «Высказывание сомнений» в объяснениях обследуемого возможно в конце этого обсуждения, после того как обследуемый высказался, и оно не должно носить характер обвинения и/или морализаторства.

5. Обсуждение изменений обоих участников в результате беседы. Инициатор беседы говорит об ожидании перемен, подсказывает партнеру возможные перспективы изменения, подчеркивает смысл желательных изменений для партнера; при этом отмечается образовавшаяся совместимость, используются смягчающие слова, полностью реализуется настройка «на волну» собеседника.

Нетрудно догадаться, что применительно к СПФИ стадия 5 – это мягкое, без нажима, как завещал великий Бендер, побуждение к признаниям на почве неудовлетворенности полученными объяснениями, и краткое резюмирование результатов обсуждения проверочной тематики с краткой же обрисовкой того, что послужит предметом дальнейшей инструментальной перепроверки. Напр.:
- Итак, Вы утверждаете, что … Я правильно Вас понял? Именно это мы и будем сейчас перепроверять в ходе инструментальной части нашей проверки. Вы готовы продолжать проверку в рамках этой тематики? Из моих объяснений Вам понятно, как именно это будет проходить? Т.е. все вопросы мы сперва обсудим... etc.

6. Формулирование конкретных планов и программ поведения обеих сторон (например, это может быть решение отказаться от непродуктивного способа действий и оценить результат, проверить на практике вызывающий сомнение тезис и т.д.). Целесообразно применять такие приемы, как обсуждение примера принятого в аналогичной ситуации решения, предложение совместного решения, совет, обращение за советом и помощью в сходной ситуации, касающейся другого лица, предсказание ожидаемого успеха.

На мой взгляд, стадия 6 скорее относится к послетестовому (заключительному) собеседованию, чем к предтестовому.

А вот в ходе инструментального этапа полиграфной проверки становится и уместно, и логично как демонстрировать обследуемому свою проницательность, так и ослаблять его защитные барьеры введением в аффективно суженное и самой необычной процедурой, и ее промежуточными результатами состояние сознания.

На мой взгляд, вот так все встало на свои места.

_________________
Non est mendacium sed mysterium
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ЮРЬЕВ



Зарегистрирован: 18.04.2006
Сообщения: 3431
Откуда: Краснодар

СообщениеДобавлено: Вт Дек 21, 2021 3:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

История про злого и доброго полицейского В академичном стиле.
Если проще - начинает добрый (1,2,3), продолжает злой (4) и финалит снова добрый (5,6).
Иными словами, предтест (1,2,3), тест (4), послетест (5,6).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Ткаченко А.Е.



Зарегистрирован: 28.04.2021
Сообщения: 433

СообщениеДобавлено: Вт Дек 21, 2021 4:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не-не-не!
Начинает злой, прикидывающийся добрым, затем его, уставшего от противоестественного притворства, сменяет добрый, пытающийся выглядеть злым, а потом его опять меняет отдохнувший злой, вновь напяливший тесную маску доброго...

В результате офигевший от этого парада лицемерия и впавший в когнитивный диссонанс тестируемый закономерно приходит к финалу:
- Да идите вы все... куда подальше со своим бл...м цирком и свой кошелек заберите - подавитесь вы этими пятью тысячами, нищебороды! Smile

_________________
Non est mendacium sed mysterium
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ткаченко А.Е.



Зарегистрирован: 28.04.2021
Сообщения: 433

СообщениеДобавлено: Вт Дек 21, 2021 4:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В свое время прочитал весьма любопытную книгу: Кристофер Хэднеги. Искусство обмана. Социальная инженерия в мошеннических схемах.

Мое внимание привлекла глава, посвященная принципам установления раппорта. Этот вопрос подробно разбирает друг автора Робин Дрейке (чисто случайно по совместительству глава отдела поведенческого анализа ФБР) в собственной книге «Дело не во “мне”: 10 лучших техник быстрого построения раппорта с кем угодно», но К. Хэднеги дает ее содержание в кратком пересказе.
Цитата:
10 принципов установления раппорта
В 20-м эпизоде СИ-подкаста я отправился на тренировочное задание за город. Затем мы должны были встретиться с гостем подкаста в отеле и записать выпуск. Но в последнюю минуту гость отказался от участия. А я всегда гордился тем, что выпускал подкаст строго во второй понедельник каждого месяца, поэтому стал думать, кто из прежних гостей подкаста показал себя интересным собеседником. Кому я могу неожиданно позвонить и попросить срочно поучаствовать в этом выпуске?
И я быстренько настрочил e-mail своему товарищу Робину Дрейке: не выручит ли он меня? Робин тут же ответил: «Не вопрос! А что будем обсуждать?»
Даже толком не подумав, я ответил: «Лучшие техники быстрого установления раппорта с кем угодно».
Час спустя мы уже записывали подкаст, который не просто имел огромный успех, но и вдохновил Робина на написание его первой книги. На нашей встрече и позже, в книге, он осветил следующие 10 принципов:
    искусственные временные ограничения;
    невербалика;
    снижение темпа речи;
    сочувствие или помощь;
    усмирение эго;
    валидация;
    вопросы «как», «почему» и «когда»;
    взаимовыгодный обмен;
    равноценный альтруизм;
    управление ожиданиями.


Но вообще установление раппорта держится на двух (даже не на трех) "китах":
- уверенность в том, что ты делаешь;
- заинтересованность в собеседнике и общении с ним.

_________________
Non est mendacium sed mysterium
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
ЮРЬЕВ



Зарегистрирован: 18.04.2006
Сообщения: 3431
Откуда: Краснодар

СообщениеДобавлено: Вт Дек 21, 2021 4:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ткаченко А.Е. писал(а):
Начинает злой, прикидывающийся добрым, затем его, уставшего от противоестественного притворства, сменяет добрый, пытающийся выглядеть злым, а потом его опять меняет отдохнувший злой, вновь напяливший тесную маску доброго...

Профессиограмма полиграфолога Wink
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
НОЧУ ДПО СПФИ



Зарегистрирован: 09.11.2013
Сообщения: 206

СообщениеДобавлено: Вт Дек 21, 2021 4:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Щесть правил Глеба Жеглова (задайте в любом поисковике) Very Happy
А вообще пост отличный, полезный!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ткаченко А.Е.



Зарегистрирован: 28.04.2021
Сообщения: 433

СообщениеДобавлено: Ср Дек 22, 2021 8:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ЮРЬЕВ писал(а):
Ткаченко А.Е. писал(а):
Начинает злой, прикидывающийся добрым, затем его, уставшего от противоестественного притворства, сменяет добрый, пытающийся выглядеть злым, а потом его опять меняет отдохнувший злой, вновь напяливший тесную маску доброго...

Профессиограмма полиграфолога

СПФИ - это one man show.

Оффтопик.
Цитата:
Шесть правил Глеба Жеглова

Лично я признаЮ несомненные и разносторонние таланты В.С. Высоцкого, но поклонником этих талантов не являюсь.
Что касается культового, без дураков, фильма "Место встречи изменить нельзя", экранизации романа братьев Вайнеров "Эра милосердия", то я полностью согласен с вот этой трактовкой образов Жеглова и Шарапова:
https://zen.yandex.ru/media/zina_korzina/pochemu-konkin-otlichnyi-sharapov-61bcb5dc871cd153b9da7216

https://zina-korzina.livejournal.com/2051991.html

_________________
Non est mendacium sed mysterium
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Александр Калафати



Зарегистрирован: 12.10.2011
Сообщения: 1852
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Дек 22, 2021 11:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Так-то это текст Вайнеров. Ещё из книги. Причём тут Высоцкий? Он их фильме даже не все привел.
_________________
Быть, а не казаться.
http://polygraph-triumph.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ткаченко А.Е.



Зарегистрирован: 28.04.2021
Сообщения: 433

СообщениеДобавлено: Ср Дек 22, 2021 12:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Книжный Глеб Жеглов и образ, созданный Высоцким - это, все же, разные персонажи. Книжный Жеглов - циничный манипулятор, ему страстности Высоцкого не хватает. Книжный Жеглов говорит следующее:
Цитата:
- Научишься. Это все не дела - это семечки. Тебе надо главное освоить: со свидетелями работать. Поскольку в нашем ремесле самое ответственное и трудное - работа со свидетелями.
- Почему? - Я приподнялся на локте.
- Потому что, если преступника поймали за руку, тебе и делать там нечего. Но так редко получается. А главный человек в розыске - свидетель, потому что в самом тайном делишке всегда отыщется человечек, который или что-то видел, или слышал, или знает, или помнит, или догадывается. А твоя задача - эти сведения из него вытрясти...
- А почему же ты умеешь добывать эти сведения, а Коля Тараскин не умеет?
- Потому что, во-первых, он еще молодой, а во-вторых, не знает шесть правил Глеба Жеглова. Тебе уж, так и быть, скажу.
- Сделай милость. - Я заранее заулыбался, полагая, что он шутит.
- Запоминай навсегда, потому что повторять не стану. Первое правило это как "Отче наш": когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся. Первейшее это условие, чтобы нравиться людям, а оперативник, который свидетелю влезть в душу не умеет, зря рабочую карточку получает. Запомнил?
- Запомнил. Вот только щербатый я слегка - это ничего?
- Ничего, даже лучше, от этого возникает ощущение простоватости. Теперь запомни второе правило Жеглова: умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом. А как следует разговорить человека о нем самом, знаешь?
- Трудно сказать, - неуверенно пробормотал я.
- Вот это и есть третье правило: как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.
- Ничего себе задачка - найти интересную тему для незнакомого человека!
- А для этого и существует четвертое правило: с первого мига проявляй к человеку искренний интерес - понимаешь, не показывай ему интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живет, что собой представляет; и тут, конечно, надо напрячься до предела. Но, коли сможешь, он тебе все расскажет...
Голос Жеглова, мятый, сонный, постепенно затухал, пока не стих совсем. Он заснул, так и не успев рассказать мне остальных правил.
(...)
Жеглов снова засмеялся:
- Да пойми ты, чудак, что ему [Груздеву] наше "извините" нужно не больше, чем зайцу стоп-сигнал. Не в словах суть, а в делах. Вот ты его сейчас отпустишь - это есть для него главная суть. А слова что? Ерунда! Помнишь, я как-то начал тебе свои правила перечислять?
- Ну?
- Нас перебило тогда что-то. Но сейчас я закончу: вот тебе еще два правила Глеба Жеглова, запомни их - никогда не будешь сам себе дураком казаться!... Первое:
даже "здравствуй" можно сказать так, чтобы смертельно оскорбить человека. И второе: даже "сволочь" можно сказать так, что человек растает от удовольствия.
Понял? Действуй!- Он весело хлопнул меня по плечу и направился к двери.

Эмпирические правила установления раппорта. По большому счету, все эти шесть можно свести к двум: доброжелательность (все время улыбаться не обязательно - в нашей культуре это противоестественно) + неподдельный интерес.

_________________
Non est mendacium sed mysterium
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
НОЧУ ДПО СПФИ



Зарегистрирован: 09.11.2013
Сообщения: 206

СообщениеДобавлено: Ср Дек 22, 2021 7:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Коллеги! А никто не сравнивал работы Льва Борисовича и Джона Рида? Я это так, чисто ради интереса... Дуют мне тут в уши, а я и не читал... Может прочитает кто и проанализирует...?)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ткаченко А.Е.



Зарегистрирован: 28.04.2021
Сообщения: 433

СообщениеДобавлено: Чт Дек 23, 2021 9:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здравствуйте!

Мне повезло принимать участие в 11-м ЕСП НШДЛ (январь 2017), в ходе которого я прослушал авторский семинар ныне покойного Бойко Ганчевски, сертифицированного специалиста по методике Дж. Рида, "Основы поведенческого анализа и поведенческого интервью".
О методике Рида "9 шагов криминального поведенческого интервью" можно почитать, например, здесь:
https://ru.abcdef.wiki/wiki/Reid_technique
Или здесь:
https://disk.yandex.ru/i/fVbpwG2KkYtGpg

Методика Рида - это чисто допросная манипулятивная методика (я специально задавал Б. Ганчевски вопрос, допустимы ли в процессе "торга" с опрашиваемым чисто рациональные аргументы, он ответил, что нет), которая исходит из того, что вина допрашиваемого либо реальна, либо, по крайней мере, недвусмысленна, и осталось только склонить его к признанию, почему эту методику часто называют "9 шагов к признанию".
В свое время, насколько я в курсе, это был большой прогресс, т.к. никто толком не знал, что делать с вакханалией насилия в штатовской полиции - она там децентрализована (у каждого Штата -своя) и потому из Центра совершенно не управляема.
Тем не менее, уже Р. Прадо на своем семинаре (14-й ЕСП НШДЛ) рассказывал, что в Штатах появились организации, добивающиеся пересмотра дел жертв самооговора тех, кто не выдержал интенсивного психологического давления "по Риду". Он этим рассказом предварил свой обзор методики РЕАСЕ.

На эту тему был дублированный на русский американский документальный фильм. Он есть в Сети, но я не могу навскидку найти ссылку на него.

_________________
Non est mendacium sed mysterium
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Volgin



Зарегистрирован: 31.07.2007
Сообщения: 1339
Откуда: Самара

СообщениеДобавлено: Вс Янв 09, 2022 5:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да - Ридовские методики это манипулирование высочайшего класса...
Мне очень помогает курс по кадровым собеседованиям , который я купил по интернету: Hiring the best..... "Наем лучших".... Некоторые термины мне понятны но не знаю как перевести:
1) -qualifier respons - ответ с некоторыми оговорками, это добавочные слова и фразы, которые уменьшают уровень уверенности в ответе.
За последние пять лет у вас были случаи применения силы (драк) на работе?
Насколько я помню, не было (Неуверенный ответ, ссылка на плохую память).

2)Specific denials Литературно (буквально) отвечает правдиво, при этом упущение информации происходит путем сужения части ответа (от слова «сузить»)
- В своей анкете за последние пять лет вы не указали какое-то место работы?
- Моя анкета включает все официальные места работы за всю мою жизнь.
( А неофициальные?)
3) frontally aligned posture: поза прямая открытая, взгляд и тело направлены на специалиста по персоналу. Лживый соискатель демонстрирует отсутствие фронтального выравнивания: уход в сторону взгляда и даже тела.

Подскажите как на российской мове звучат термины из пособия Рида: frontally aligned posture, Specific denials, -qualifier respons
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Александр Калафати



Зарегистрирован: 12.10.2011
Сообщения: 1852
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Янв 09, 2022 8:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Игорь, я не знаю ответов, но могу предположить:
1) ответ с оговорками
3) прямая, открытая поза.
2) частичный ответ ?

_________________
Быть, а не казаться.
http://polygraph-triumph.ru/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Ткаченко А.Е.



Зарегистрирован: 28.04.2021
Сообщения: 433

СообщениеДобавлено: Пн Янв 10, 2022 9:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здравствуйте! С праздниками!

Volgin писал(а):
Подскажите как на российской мове звучат термины из пособия Рида: frontally aligned posture, Specific denials, -qualifier respons

У меня нет существенных возражений по вариантам перевода А.Ю Калафати:
- Прямая (т.е. без уклонений) открытая во фронтальной проекции (т.е. без символических преград в ней) поза. [В анатомии фронтальная проекция (от лат. frons - лоб) - это проекция на воображаемую плоскость, параллельную плоскости, проходящей через лоб изучаемого тела]. Образно говоря, отсутствие аналогов "позы дуэлянта": вполоборота к противнику вооруженной ("сильной") рукой вперед.
- Неполный ответ с опущениями (выпадениями) части информации.
- Ответ с оговорками.

Добавить я хотел бы следующее.
Заимствовать принципы - это свято - это хорошо и правильно.
А вот слепо переносить примеры и рецепты с чужой почвы на собственную - это чревато ошибками.
Например, ответ с оговорками.
Volgin писал(а):
Насколько я помню, не было (Неуверенный ответ, ссылка на плохую память).

As far as I know (меня когда-то так учили), в традиционной английской культуре, восходящей к викторианским временам, категоричные утверждения невежливы, отсюда все эти if I rememeber right и прочие аналоги нетикетных IMHO и ЕМНИП.
Уж не говоря о том, что есть культуры, в которых "пристальный открытый взгляд" - это проявление непочтительности.
Поэтому следует отличать оговорки и упущения от проявлений этикета.
Как говорили многомудрые китайцы:
- Вежливость по отношению к вышестоящему может быть воспринята как подобострастие. Вежливость по отношению к нижестоящему может быть воспринята как снисхождение. Вежливость по отношению к равному может быть воспринята как коварство. Поэтому чтобы не было ложного понимания, люди придумали этикет.

В свое время подготовил небольшую шпаргалку. Возможно, кого-то заинтересует.

Основные стратегии лжи:
• умолчание(опущение) информации;
• искажение (дезинформация);
• обобщение информации.

Частные случаи стратегий лжи
Умолчание (опущение) информации:

• Простое опущение информации (собственно умолчание).
• Отщепление: недомолвка, утаивание важной части правды, без которой все высказывание теряет смысл. Как в детском анекдоте про Вицина, Моргунова и Никулина: бил прохожего газетой. В которую был завернут ломик.

Искажение (дезинформация):
• Замещение: вкрапление ложного эпизода в череду правдиво изложенных событий.
• Присоединение: добавка маленькой порции правды к ложной информации. Напр., усиленные оправдания – см. ниже.
• Разложение: ложная информация перекрывается более масштабной правдивой. Напр., признаться в чувствах, но скрыть истинную причину эмоции– см. ниже.
• Структурное подобие: легендирование.

Речевые проявления различных стратегий лжи
Умолчание(опущение):

• Отсутствие формального ответа: - Хороший вопрос!.. Я рад, что ты меня спросил!... Интересно!..
• Амнезия: - Что-то не припоминаю… Дайте вспомнить…
• Игнорирование (отказ от коммуникации);
• "Философский" ответ: - С какой стороны посмотреть… Чисто теоретически/ гипотетически…
• Давление на совесть: - Как ты можешь спрашивать об этом?!
• Давление на жалость;
• "Затупить" – не понять: эпизод из фильма "Брат-2" в аэропорту;
• Жалобы на обстановку;
• Комплементы задающему вопросы;
• Перевод со стресс-темы на нетравматичную.

Искажение:
• Подача правды в виде обмана: - Ну да, запрещенные предметы в багаже есть - "бонба" в кошельке!
• Недосказанность или уход от темы;
• Признаться в чувствах, но скрыть истинную причину эмоции;
• Сбивающая с толку увертка: знаменитый анекдот про то, как Суворов в ответ на неудобный вопрос Павла I прокукарекал.
• Усиленные оправдания: - Я так тебя люблю, я не могу так поступить!... Я от этого богаче не стану!...
• Атака вопросами (переспрашивания, уточнения, требование конкретики, агрессивные встречные вопросы…);
• Тирады (быстрая эмоциональная речь);
• Легенда (подготовленная полуправда).

Обобщения:
• Неконкретные существительные и местоимения: - люди, женщины, дела, вещь, штука, это, они, мы, ученые установили… "Для мужчин это характерно!" "Для дома, для семьи..." (Из х/ф "Бриллиантовая рука").
• Неконкретные глаголы: - обратить внимание (а не, напр., прислушаться)…
• Номинализации: - любовь, уважение, спокойствие… «Твоя любовь меня беспокоит!»
• Универсальные количественные: - Всему свое время, каждому воздастся…
• Модальные операторы возможности: - говорит не о действиях, а о возможности (- Вы увлекаетесь чем-либо? – Допустим!)
• Модальные операторы необходимости: - Должен, обязан, вынужден, надо…
• Утерянный перформатив: - Есть мнение, Известно, что…
• Сравнение с умолчанием: - Лучше, качественнее, правильнее…

P.S.
- Завтра будет лучше, чем вчера!
- Чем лучше?
- Чем вчера!

_________________
Non est mendacium sed mysterium
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Volgin



Зарегистрирован: 31.07.2007
Сообщения: 1339
Откуда: Самара

СообщениеДобавлено: Пн Янв 10, 2022 11:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ткаченко А.Е. писал(а):

- Прямая (т.е. без уклонений) открытая во фронтальной проекции
- Неполный ответ с опущениями (выпадениями) части информации.
- Ответ с оговорками.


Калафати не только создатель прибора, преподаватель и полиграфолог.... но еще и военный переводчик.... как раз обученный допрашивать в суровых условиях... Я просто подискутировать ... - но ведь дословный перевод ГУГЛА "конкретный отказ"...Specific denials. Это отказ отвечать, но с оговоркой.... А если так относится... то перед нами конкретный персонаж... Мало того что отказывает в ответе, так еще и в заблуждение вводит.... Отношение конкретно меняется.... А в правильном вашем переводе Андрей и переводе Александра.... как-то терпимо, по христианскому. Very Happy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов ПОЛИГРАФ - ФОРУМ -> Общий форум Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
You cannot attach files in this forum
You cannot download files in this forum


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100